almaevnick2

Categories:

Ч.3. Народное двуединство и его монументальный символизм

Итак, объявив НЭП, большевики вернулись по существу к исходному дореволюционному состоянию. Крупной буржуазии не было, но средняя-то была, и действовали механизмы превращения мелкобуржуев в средних буржуа. Как же мелкобуржую не становиться эксплуататором? Ответ был взят из прошлого готового опыта — артель.  Конечно, артель достаточно бестолковое образование, можно у того же Мельникова почитать, как купцы пытались подрядить артельных мужичков подвести их на пару десятков верст.  Но в целом было сочтено, что если собственностью на средства производства владеет коллектив, то для мелкобуржуя это как раз оптимальный вариант.

 В городах нэпманов щемили налогами, проверками, о чем можно много интересного узнать из «Записок министра» Арсения Зверева, а что делать на селе, в мелкобуржуазной стихии, всегда готовой к порождению сельских среднебуржуев  — кулаков? —  Организовать специальные сельхоз артели — колхозы. Тут надо пояснить, что на селе действовало и множество всяких других артелей. Надо сказать, это открытие я совершил еще в начале 1980-х годов, приехав юношей в костромскую деревню, откуда происходили мои предки по материнской линии. Едва ли не первое, что мне бросилось в глаза в очередном заброшенном доме, была здоровенная железная печать, прибитая посреди стены, сообщавшая, что набор для данного дома был изготовлен такой-то артелью в таком то месте (где-то, насколько помню, под Нижним, т.е. едва ли не в 200-300 км.), в таком-то из 1930-х годов. Другая артель его перевезла, третья поставила и т.д.  

Обсуждать зачем и почему большевикам казалось, что необходимо вычищать кулаков из создавшегося мелкобуржуазного слоя сейчас не будем. На ранних этапах это была просто вооруженная борьба, а затем катализировала ее демократическая конституция 1936 года (см. работы А.Н.Жукова). Зафиксируем, что союз пролетария и мелкобуржуя был воплощен в прекрасном творении Иофана и Мухиной — «Рабочий и кохозница».

Как известно, да, собственно, и видно невооруженным глазом,  парадигмой для этой скульптуры выступали знаменитые «Тираноборцы» — Аристогитон и Гармодий. 

 В принципе мелкобуржуя должен был бы символизировать Аристогитон — старший, с честнОй брадОй. Крестьянин ведь генетически предшествует пролетарию, да и по уму и ответственности он «старше». А пролетария-комсомольца — пламенный Гармодий. Однако «Рабочий» переместился на место Аристогитона и помолодел до возраста Гармодия, а Аристогитон мало того, что помолодел, так и превратился в девку-колхозницу!  В общем, пережил мелкобуржуй операцию по смене пола, да.)) Не иначе как сам дух убиенного тирана Гиппарха (он же и дух бюрократии) нашептал такое видение Иофану))). Из восторженных парня и девки тираноборцы не ахти какие. 

Тем не менее получившаяся система была весьма устойчивой и эффективной и даже большевицкая однопартийность ей, похоже, не особо мешала, как не особо мешает и в нынешней КНР. 

Юридически были зафиксированы две формы собственности: общенародная социалистическая и колхозно-кооперативная.  Кооперативы всех видов, артели, колхозы имели четкие права и были субъектами экономической рыночной деятельности. Никакого «дефицита»  продуктов питания не было и в помине, при в разы меньшем количестве продовольствия, особенно после ВОВ.  Была как раз другая проблема, денег не хватало,  так что пролетарии пели: 

В магазине, на витрине 

Сыр, конфеты, колбаса,

А рабочий с голодухи

Рвет на ж .. е волоса.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic