almaevnick2

Category:

Понимание через проекцию и метафору

Новость:

Французский историк Элен Каррер д'Анкосс объяснила, чем, по её мнению, различаются русские люди и жители Западной Европы.

Первым параметром она назвала "чувство истории". В нашей стране оно развито сильнее из-за всех трагедий, произошедших в XX веке.

__________

Во Франции и др. западных обществах каждый населюк более или мене четко представляет, к какой общественной группе он(а) принадлежит. Трудящийся, значит трудящийся, мелкобуржуй, значит мелкобуржуй, буржуй значит буржуй, и т.д. и т.п. со всякими видами и подразделениями. Понимает, что надо объединяться со своими и вместе действовать, отстаивая свои интересы. Вопросы в том, какие свои лучше это делают в своей группе, и с какими другими группами можно объединиться по какой теме.  У каждой группы, понятно, своя история, свой миф, который при случае будет весьма убедительно развернут, но застревать в этом для непрофессионалов диковато. Все эти группы объединяются в политические партии, в пределе две, которые, сменяя друг друга, приводят после победы новую правящую бюрократию. Таким образом, бюрократия не превращается в правящий класс (ну-у,... по идее, а реальность.... разнообразна). 

Не то в  Россиюшке! Тут население есть ресурс правящей бюрократии и само себя именно так, en masse, и воcпринимает  (см. неизбывное 2).  Соответственно, какая у него своя повестка? Ждать, что велит бюрократия! Какие у него свои интересы? Бежать впереди других в направлении, указуемом бюрократией и т.д.  Но ведь в реальности-то социальных групп много, и как-то эту реальность надо осознавать. Вот тут и приходит на помощь история. Населюки различных соц. групп, идентифицируются с различными персонажами в прошлом, осознают свою близость им и каким-то образом делают выводы на будущее. 

Насколько адекватна такая идентификация? 

Прямо скажем, заведомо неадекватна! Ведь для того, чтобы адекватно понять мотивацию людей прошлого, с которыми ты идентифицируешься, ты должен как можно глубже погрузиться в прошлое. Но это значит, ты должен как можно в большей степени отрешиться от реалий сегодняшнего дня, т.е. в максимальной степени расстаться с собой сегодняшним! А чем больше ты трактуешь прошлое по лекалам сегодняшнего дня, тем меньше ты  в прошлом   понимаешь. Или отвяжись от прошлого, или перестань быть собой! Такой вот порочный круг. И мельтешение в этом порочном кругу  порождает эпические прошлосрачи, характерные для россиян.

Другое сходное направление — внешнеполитические срачи. Казалось бы, какое тебе дело до того, что происходит за тысячи км., в каких-то других странах? Почему тебе кажется, что кто-то «хороший», а кто-то «плохой»? И главное, как ты можешь повлиять на внешнеполитическое ведомство своей страны для поддержки «хорошего» и наказания «плохого»? Я вот, помниться интересовался внешней политикой, когда свергали старика Каддафи. Мне показалось тогда, что Каддафи «хороший». Правда, непродолжительное гугление обнаружило, что его сын Сейф спер, ну т.е. стащил, в общем взял 100 ярдов  джамахерийских общенародных баксов и профукал их в каких то западных фондах (или его кинули). Затем стали вскрываться какие-то еще более занимательные подробности про Саркози и всякие залихватские коррупционные схемы. А потом я понял, что, не зная арабского языка, я вообще ничего не могу понять в этой банке с пауками. Но быстро понял и главное, — мне до этого нет ни малейшего дела! 

Тем не менее, все-таки какое-то пусть грубое, пусть начальное размежевание социальных групп через процессы идентификации с персонажами прошлого и внешней политики происходит.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded