almaevnick2

Categories:

А уж простота какая была! ... По чести сказать, ужесть, какая простота.

Друг мой Рощин написал книгу «Страна утраченной эмпатии» про жизнь нашу постсоветскую и ее советские корни.  Книга особенно ценна тем, что основана на опыте почти тридцатилетней работы Алексея в прикладной социологии, т.е. – углубленного изучения (посредством интервью и фокус групп, а не просто опросов) общественного мнения различных групп населения. 

Основная идея книги (откуда и название ее) в том, что большевики целенаправленно истребляли способность людей к сопереживанию, благодаря чему все мы теперь такие малоспособные к объединению и самоорганизации. В качестве обоснования этой основной идеи (хотя вся книга служит ее иллюстрацией) он приводит письма М.Шолохова в ЦК о перегибах в обращении с раскулаченными.  Население должно было черство взирать на то, как кулаки зимуют на улицах в ожидании депортации и не помогать им. Правда буквально через пару страниц удивляется, прямо противоположной тенденции (стр.29-30), ведь пропаганда большевиков во многом замешана на эмпатии и сопереживании!  Можно лишь согласиться с автором в обоих случаях, а значит дело вообще не в эмпатии. Разберем случай с раскулачиванием. Вообще-то кулак – это деревенский процентщик, дававший денежные  и натуральные ссуды односельчанам под грабительские проценты. Так что ждать какой-то особой эмпатии к ним со стороны селян несколько странно. Но ведь странно и вообще удивляться отсутствию эмпатии в хозяйственных и экономических делах. Давайте тогда удивляться монархическим семьям, бесконечно убивавшим ближайших родственников в порядке престолонаследия, или алчностью и безжалостностью абсолютного большинства родственников друг к другу при дележе наследства. Тут уж вступает в силу другой закон – «In causa veritatis omnis homo miles» – «в борьбе за истину каждый воин». Ведь и «Махабхарата» –  это не просто запутанный династический спор двоюродных братьев, а «священная война за дхарму», с участием даже вочеловечившегося верховного божества.

Для разрешения различных коллизий требуется процедура, например, завещания и вступления в наследство, или процедура демократического представительства различных классов различными партиями в соответствующих законодательных органах. 

Так что дело вовсе не в отсутствии эмпатии, а в отсутствии необходимых процедур, в стремлении все решить как-нибудь неформально, ad hoc, а на закон и на договор наплевать.  Простота большевицких нравов, например, шикарно представлена в таком романе как «Вечный зов». Вот как хороший обкомовский боярин (в 1941 году) поучает плохого райкомовского дворянина.

Т.е. дворянину следовало бы понимать, что выполнение директив центра ведет к полному раззорению крестьян, но изыскивать некие возможности, и не показывать это начальству!

Что же до нынешних времен, то есть, например, такая очень якобы смешная шутка, что русскому человеку требуется меньше всего времени для прочитывания лицензионного соглашения. Но «какой мерой меряете, такою и вам отмерено будет»(Мф. 7: 2).  Не читаете лицензионные договора, значит и свой колл. договор не читаете! А потом спрашиваете, – почему у нас такая маленькая зарплата? Но порядок ее начисления указан в колл. договоре!  Поэтому и профсоюзы никудышные, что люди просто не могут прочитать свой колл. договор (в голову такая мысль не приходит), не то, что собраться, обсудить, выработать свой вариант и продавить его у директора и администрации.  В крайнем случае можно индивидуально (неформально) договориться с директором, исходя из соображений своей значимости для производства.

Если с этих позиций читать книгу Рощина, то будет немалая польза. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded